О совете

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О ВЫСШЕМ СУДЕЙСКОМ СОВЕТЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН» Принят Законодательной палатой 24 июля 2021 года
Одобрен Сенатом 27 августа 2021 года Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года № ЗРУ-427 «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 4, ст. 135; 2019 г., № 9, ст. 591; 2020 г., № 11, ст. 652; 2021 г., приложение к № 4) следующие изменения и дополнения: 1) в статье 5: из части первой слова «правоохранительных органов» исключить; часть третью изложить в следующей редакции: «Заместитель председателя Совета назначается Президентом Республики Узбекистан»; из части пятой слова «правоохранительных органов» исключить; части шестую и седьмую изложить в следующей редакции: «Председатель, заместитель председателя, секретарь и утвержденные из числа судей одиннадцать членов Совета осуществляют свою деятельность на постоянной основе, остальные семь членов Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Одиннадцать членов Совета, утвержденных из числа судей и осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, избираются Советом по представлению его председателя в составы сектора и Судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции, в том числе на должности руководителей данных подразделений»; 2) текст статьи 6 изложить в следующей редакции: «Основными задачами Совета являются: формирование судейского корпуса путем конкурсного отбора, подготовки, назначения кандидатов на судейские должности из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности; принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и эффективной защите их деятельности по отправлению правосудия от какого-либо вмешательства; принятие мер по предупреждению и раннему выявлению коррупционных проявлений среди судей; рассмотрение и принципиальная оценка каждого выявленного факта коррупции в судебной системе; принятие мер по обеспечению открытости и прозрачности в деятельности Совета и судебной системы; организация профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, обеспечение беспристрастности и прозрачности при оценке эффективности их деятельности посредством внедрения современных информационных технологий; подбор достойных судейских кадров для выдвижения на руководящие судейские должности, а также инициирование вопроса их стимулирования и поощрения; осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения; подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления; рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также даче заключения на привлечение их к уголовной ответственности»; 3) текст статьи 7 изложить в следующей редакции: «Для выполнения возложенных на него задач Совет: организует конкурсный отбор кандидатов на должности судей; формирует резерв кандидатов на руководящие судейские должности; вносит предложения Президенту Республики Узбекистан по кандидатам, рекомендуемым на должности председателя, заместителей председателя и судей Верховного суда Республики Узбекистан; вносит представления Президенту Республики Узбекистан по кандидатам, рекомендуемым на должности председателей и заместителей председателей областных и Ташкентского городского судов, председателей и заместителей председателей административных судов областей и города Ташкента, председателя и заместителя председателя Военного суда Республики Узбекистан; назначает на должность судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов; вносит в соответствии с законом заключения (представления) в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан по кандидатам, рекомендуемым на должности судей Суда Республики Каракалпакстан, Административного суда Республики Каракалпакстан; переводит судей в период срока их полномочий на должности судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов по заключению Высшей квалификационной коллегии судей на основании заявлений судей; вносит представления в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан о переводе судей на должности судей Суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов Республики Каракалпакстан, судей Административного суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов Республики Каракалпакстан по заключению Высшей квалификационной коллегии судей на основании заявлений судей; вносит с согласия судьи представление Президенту Республики Узбекистан о продлении предельного возраста его пребывания в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан до пяти лет; продлевает с согласия судьи предельный возраст пребывания в должности судьи Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, межрайонных, районных, городских судов, Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента, межрайонных административных судов, а также Военного суда Республики Узбекистан, территориальных военных судов до пяти лет; вносит представления (предложения) Президенту Республики Узбекистан о досрочном прекращении полномочий судей, назначаемых Президентом Республики Узбекистан либо избираемых Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов; вносит заключения в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан о досрочном прекращении полномочий судей Суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов Республики Каракалпакстан, судей Административного суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов Республики Каракалпакстан; определяет порядок проведения служебной проверки в отношении судей; вносит представления Президенту Республики Узбекистан о награждении судей государственными наградами; проводит служебные проверки в отношении судей и членов Совета, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе; рассматривает вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и направляет материалы в соответствующие квалификационные коллегии судей; рассматривает вопрос о привлечении членов Совета, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, к дисциплинарной ответственности; дает заключение по вопросам привлечения судей к уголовной ответственности; вносит на рассмотрение Пленума Верховного суда Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению доступа к правосудию и качества его отправления, а также о даче разъяснений по вопросам применения законодательства; осуществляет общее руководство деятельностью квалификационных коллегий судей, проверяет их деятельность, рассматривает жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей, заслушивает отчеты председателей квалификационных коллегий судей; рассматривает представления Председателя Верховного суда Республики Узбекистан на решения, заключения Высшей квалификационной коллегии судей; рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями требований Кодекса судейской этики; изучает деятельность судей на предмет их профессиональной пригодности; утверждает Кодекс судейской этики; принимает меры по определению критериев оценки деятельности судей на основе открытой и прозрачной электронной рейтинговой программы; утверждает программу по организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей; ежегодно заслушивает информацию директора Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан о деятельности данного департамента; реализует комплекс мер по изучению уровня личных и профессиональных качеств кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, кандидатов на новый срок полномочий либо на другие судейские должности; запрашивает необходимую информацию, документы и иные материалы, связанные с деятельностью Совета, у государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц и граждан; утверждает Регламент Высшего судейского совета Республики Узбекистан и положения по вопросам, относящимся к его компетенции. Совет может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством»; 4) в части первой статьи 9: абзац второй изложить в следующей редакции: «осуществляет общее руководство деятельностью Совета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Совет задач»; дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания: «представляет по итогам года Президенту Республики Узбекистан информацию о факторах, препятствующих обеспечению независимости судебной власти, неприкосновенности судей и отправлению правосудия, а также о состоянии противодействия коррупции в судебной системе; ведет личный прием физических лиц, представителей юридических лиц»; абзацы седьмой — одиннадцатый считать соответственно абзацами девятым — тринадцатым; 5) часть первую статьи 10 изложить в следующей редакции: «Заместитель председателя Совета: осуществляет руководство деятельностью Судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции, несет ответственность за обеспечение эффективности ее деятельности; организует работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, а также по обеспечению информационной безопасности;ведет личный прием физических лиц, представителей юридических лиц; в отсутствие председателя Совета исполняет его обязанности»; 6) абзац четвертый части первой статьи 12 изложить в следующей редакции: «проводить мониторинг эффективности деятельности судей посредством электронной рейтинговой программы»; 7) часть первую статьи 13 изложить в следующей редакции: «Член Совета обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с законом; участвовать в разработке и реализации мер, направленных на осуществление правосудия на основе принципа независимости судебной власти; беспристрастно изучать кандидатов на должности судей; участвовать в реализации мер по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению последствий и причин коррупционных проявлений среди судей, а также фактов вмешательства в их деятельность по осуществлению правосудия и сообщать об этих действиях в Совет; хранить тайну совещания заседаний Совета и соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни судей и кандидатов на должности судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него обязанностей; воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб авторитету Совета, вызвать сомнения в его объективности; не допускать конфликта интересов в своей деятельности и в случае его возникновения заявить самоотвод по основаниям, указанным в части первой статьи 16 настоящего Закона; голосовать по вопросам, рассматриваемым Советом»; 8) в части второй статьи 17: абзац второй исключить; абзацы третий — восьмой считать соответственно абзацами вторым — седьмым; абзац третий изложить в следующей редакции: «о назначении, переводе на должность судьи»; абзац шестой изложить в следующей редакции: «о даче заключения на привлечение судьи к уголовной ответственности»; 9) в статье 18: часть первую изложить в следующей редакции: «При определении соответствия кандидата на должность судьи, назначаемого (избираемого) впервые, на очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период пребывания в должности судьи, а также при назначении (избрании) кандидата на руководящие должности Верховного суда Республики Узбекистан, Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента, Военного суда Республики Узбекистан Совет может запрашивать необходимую информацию у правоохранительных органов. Правоохранительные органы в месячный срок со дня получения запроса Совета должны представить соответствующее заключение»; дополнить частями третьей, четвертой и пятой следующего содержания: «По фактам нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в отправление правосудия председателем Совета может быть внесено представление в органы прокуратуры. Представление, внесенное в органы прокуратуры, рассматривается в месячный срок, и Совет уведомляется Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. В случае задержания судьи по подозрению в совершении правонарушения об этом сообщается Высшему судейскому совету Республики Узбекистан не позднее трех часов с момента его задержания с приложением копий документов, являющихся основанием для задержания»; 10) статью 20 исключить; 11) текст статьи 24 изложить в следующей редакции: «Информация о вакантных судейских должностях размещается на официальном веб-сайте Совета. Рассмотрение кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, осуществляется на альтернативной основе. Кандидат в судьи имеет право подать заявление об участии в отборе на замещение вакантных судейских должностей непосредственно в Совет. При отборе кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, кандидатов на новый срок полномочий либо на другие судейские должности могут использоваться различные методы изучения — собеседование, тестирование независимыми экспертами, тематические рефераты по заданной проблематике, программа электронного опроса для определения уровня знаний в порядке, определяемом Советом. Кандидат, отклоненный по причине его несоответствия на должность судьи, по истечении одного года может повторно обратиться в Совет с заявлением об участии в объявленном конкурсе на замещение вакантной должности судьи»; 12) часть четвертую статьи 241 изложить в следующей редакции: «Совет изучает мнение общественности по кандидатам на должности председателей, заместителей председателей областных и Ташкентского городского судов, председателей, заместителей председателей и судей межрайонных, районных, городских судов, председателей, заместителей председателей и судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, заместителей председателей и судей межрайонных административных судов, а также председателя, заместителя председателя и судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов согласно порядку, утверждаемому Советом»; 13) в части первой статьи 31 слова «Председателю и секретарю Совета» заменить словами «Председателю, его заместителю и секретарю Совета». Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан: привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону; обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ г. Ташкент, 20 сентября 2021 г., № ЗРУ-717

(Национальная база данных законодательства, 21.09.2021 г., № 03/21/717/0892)
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech